Болльнов Отто Фридрих. Философия экзистенциализма - файл 1.

Бытие и неподлинное существование Как известно, существует два экзистенциализма. Первый из них зародился в группе профессиональных философов, идеи которых до недавнего времени были достоянием крайне узких кругов интеллектуалов. Основное значение экзистенциализма как первого, так и второго рода состоит в том, что оба они стали своеобразными знамениями времени. Действительно, этот второй экзистенциализм практической направленности был и остаётся одной из разновидностей течений, созданных представителями ранее упомянутого потерянного поколения, глубоко травмированного последним кризисом современного мира. Но именно поэтому его последователи в некотором смысле находятся в более выгодном положении по сравнению с кабинетными экзистенциалистами от философии, в большинстве своём вышедшими из среды университетских профессоров. Хотя последним и удалось в своих размышлениях дойти до постановки проблем, связанных с кризисом современного человека, большинство из них продолжали и продолжают вести мелкобуржуазный образ жизни, крайне далекий от антиконформистского поведения, которое демонстративно практикуется различными представителями другой ветви экзистенциализма.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ

В настоящее время в гуманитарных науках в связи с повышенным интересом к роли культурной личности все большее внимание уделяется анализу концептов — слов, несущих в себе потенциальный заряд огромного опыта предшествующих поколений, культуры и менталитета всего народа. Степанов определяет концепт как микромодель культуры.

Следовательно, концепты — это одновременно элементы культуры и ключи к ее пониманию.

которых всю жизнь преследует страх поражения — зачастую в первую даже временной, становится не только практической, но и экзистенциальной ». необходимое условие интеллектуальной и психической свободы.

Будучи религиозным философом, С. Кьеркегор не считает принятие веры лишь данью традиции, но свободным осознанным выбором, до которого необходимо дорасти, проходя определенные стадии. Рациональное знание философ считал менее важным, чем отношение личности к своему бытию. Понятия экзистенциализма Экзистенциальная философия пристально рассматривает человеческое существо, но не как одного из массы себе подобных. Каждая личность является духовной, наделенной разумом.

Попадая в конкретные ситуации, человек должен выходить из них более опытным. Его состояние является ничем иным, как результатом самостоятельных решений. Экзистенция - одно из главных понятий экзистенциализма, имеющее довольно много объяснений. Традиционно это слово обозначало существование не только человека, но всего вокруг, в том числе предметов. Сегодня термин получил новое значение, это конкретное бытие.

Не размытое общее понятие, а существование определенного уникального индивида. Экзистенция - это противопоставление вещам, которые просто существуют, человек же постоянно изменяется. Свобода - важная составляющая концепции личности в экзистенциальном смысле. Человек является не замкнутой, а открытой системой, перед которой постоянно открываются новые варианты.

Экзистенциалистская философия во Франции Ж. Возникает экзистенциализм в своей ранней форме накануне 1-й мировой войны в России Лев Шестов, Николай Бердяев , после войны — в Германии М. Ясперс и в период 2-й мировой войны во Франции Ж. Все названные мыслители ныне считаются классиками философии ХХ-го столетия. Своими предшественниками они считали Киркегора, Достоевского, Ницше, Гуссерля. В центр внимания экзистенциалисты решительно ставили индивидуальные смысложизненные вопросы вины и ответственности , решения и выбора , отношения человека к своему призванию и к смерти.

Подлинная свобода возникает в ситуации экзистенциального выбора « Страх и трепет» есть знак открытости личностного бытия, В экзистенции, личностно осмысленном бытии человеку открывается временность его бытия.

Экзистенциалисты поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе человека, о выборе и личной ответственности. Для экзистенциализма имеет значение только его собственное существование и его движение к небытию. Экзистенциалисты объявляют предметом философии бытие. В конечном счете, это страх перед смертью. Значит, бытие человека есть ничто. Осознавая свое ничтожество, человек испытывает страх.

Он свободно выбирает себя и несет полную ответственность за свой выбор. Свобода составляет само человеческое существование, человек и есть свобода. Свободу они мыслят как свободу вне общества. Такая свобода, противопоставляемая необходимости и отрешенная от общества, есть пустой формальный принцип.

Проблема человека в экзистенциализме

Юлиус Эвола - Оседлать тигра Сартр прибегает к изощрённой аргументации, дабы"объективно" доказать, что последним основанием любого человеческого действия является абсолютная свобода, что не существует ситуации, в которой человеку не приходилось бы делать выбора, и что в этом выборе у него нет никакой внешней опоры, кроме него самого. Так, он показывает, что даже отказ от выбора также является выбором, из чего следует, что свободой по сути дела является как волевой акт, так и аффективный, когда человек отдаётся на волю своего влечения или подчиняется ему.

Обращения к"природе","психологии","истории" и т. Таким образом, мы видим, что Сартр полагает как фактическую данность, доказанную философским анализом, то, что у Ницше было скорее императивом: Но душевное состояние здесь совершенно иное.

Свобода экзистенциального субъекта как источник творческой . страха и смерти, временности и историчности экзистенциального субъекта1. В сфере.

Больнов Отто Фридрих 4. Собственно, лишь в прохождении сквозь страх достижимо подлинное существование. То, что было развито в отношении понятия экзистенциального существования выше, еще остается в плоскости абстрактных соображений. Человек не может возвыситься до экзистенциального существования на основе собственного воления - это возможно лишь благодаря настигающему его страху.

Страх подобен огню, поглощающему собой все несущественное, все конечное перед ним вянет, в прохождении сквозь этот болезненный процесс уничтожаются все крепы, оболочки и гарантии, и человек оказывается целиком отдан незащищенности, лишь только в которой и обретается экзистенциальное существование. На деле страх подобен головокружению, делающему во всем человека неуверенным, но лишь в этой неуверенности открывается подлинное существование.

Так, Кьеркегор может утверждать: Этим он хочет сказать следующее: Прежде он был ими несом, но теперь словно бы отторжен от них, теперь он целиком пирается на самого себя и лишь в выстаивании в этой окончательной покинутости открывает настоящую экзистенциальную свободу. Он обретает свободу лишь в страхе, и это не может совершиться никак иначе, нежели в прохождении сквозь страх. Совершенно сходная мысль высказана у Унамуно в уже приводимом выше"Дон Кихоте": Людей нужно бросать посреди океана, выхватывая у них какую бы то ни было доску, чтобы они учились быть людьми и плавать" а.

Экзистенциализм (Кузнецов, 2007)

У его истоков стояли русские философы Н. Философия существования непосредственная преемница философских идей С. Все философы обычно пытаются как-то объяснить окружающий их мир.

у Хайдеггера это прежде всего страх, затем - бытие-в-мире, забота, Существование имеет возможность, а вместе с тем и свободу усвоить себе себе, она и есть будущее, из которого вытекает также временность, а также.

Поэтому данные страхи обладают рядом особенностей: Они в той или иной мере присущи всем людям. Они спрятаны в глубине подсознания и поэтому не всегда осознаются человеком. Из-за своей глубины и неконкретности они не поддаются полному искоренению. Это, так сказать, их отрицательные стороны. Но, как всегда бывает в жизни, есть и плюсы. С этими страхами можно жить сколь угодно долго Их можно значительно уменьшить приемами рациональной или поведенческой терапии, снизив их уровень до приемлемых величин.

Экзистенциальные страхи можно разделить на четыре основные групп: Страх перед пространством может принимать различные формы, из которых основными являются страх перед замкнутым или открытым пространством и страх темноты. Страх перед временем может принимать форму страха перед неизвестностью будущего и страха перед смертью.

Просто о сложном — экзистенциальное консультирование в психологии

Поиск Лекций Вопрос Философия Немецкого экзистенциализма Хайдеггер, Ясперс Предыдущая 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Следующая Основоположником немецкого экзистенциализма был Мартин Хайдеггер Одновременно он был привержен и к феменологии, будучи учеником ее основателя в Германии Э. Поскольку философа более всего занимал фундаментальный вопрос о бытии, который он исследовал всю свою творческую жизнь, его следует отнести и к наиболее известным специалистам в области онтологии, то есть учения о сущем.

Хайдеггер считает, что смысл человеческому существованию придает его конечность, временность. Поэтому время должно рассматриваться как самая существенная характеристика бытия в экзистенциализме вообще проблема времени становится одной из центральных.

Страх - это возможность свободы, только такой страх абсолютно . Кьеркегор полагает, что дух как «синтез временного и вечного» с самого начала Экзистенциальный страх в понимании Кьеркегора укоренен в человеке с.

Экзистенциализм развивается в России Л. Бердяев , в Германии М. Ясперс , во Франции Ж. Истоки экзистенциализма находят у разных мыслителей. Своими предшественниками экзистенциалисты считали С. Принято делить экзистенциализм нарелигиозный и атеистический. Основоположник немецкого экзистенциализма Мартин Хайдеггер был учеником Гуссерля. Опираясь на гуссерлевскую феноменологию, Хайдеггер стремился раскрыть"смысл бытия" посредством рассмотрения человеческого бытия.

Появление в г. Этот трактат Хайдеггера - одно из самых сложных произведений мировой философии, продолжающее оказывать влияние на современных мыслителей.

4. СТРАХ КАК ГОЛОВОКРУЖЕНИЕ СВОБОДЫ

И что делать, если смысла не видно? Работа с бессмысленностью существования Что такое экзистенция? Экзистенциальная психология как истинно гуманистическое направление придерживается этих общих для всех направлений гуманистической психологии постулатов, привнося, безусловно, и свои уникальные ценности и категории. В свою очередь, экзистенциальное консультирование — это форма психологической помощи, опирающаяся в своем подходе и методах на базовые категории экзистенциальной психологии.

Основными бытийными категориями жизни человека экзистенциальное консультирование считает: Эти глубинные данности человеческой жизни, согласно экзистенциальному подходу, определяют вектор и наполнение жизни каждого человека, осознает ли он это, или бессознательно следует их влиянию.

«Свобода для» открывает себя временному пространству, временным Страх утраты уютного, обжитого, уже известного, своего маленького мира.

В последнем, как и у Рильке, речь идет о восприятии смерти в качестве созидающей и формирующей составной части человеческой жизни. Однако, чтобы постичь этот вывод яснее, следует предварительно поставить вопрос методически разрабатывавшийся, в первую очередь, Хайдеггером: Первоочередное соображение видимо, должно состоять в том, что эту принадлежность необходимо рассматривать лишь в смысле внешнего конца.

В частности, жизнефилософская точка зрения, по-видимому, неизбежно ведет вообще к отрицанию значимости смерти для жизни. Мы не можем переживать смерть. Следовательно, она вообще не является частью доступной нам в переживании действительности. Она — голое прекращение, которое, покуда мы живем, ничуть не должно нас касаться, если же оно настает, то нами не переживается. Впрочем, в основе этого напрашивающегося столь само собой разумеющимся образом воззрения лежит совершенно определенная предпосылка, оказывающаяся несостоятельной в свете более точного рассуждения.

Вопрос 28. Философия Немецкого экзистенциализма (Хайдеггер, Ясперс)

Страх перед пространством может принимать различные формы, из которых основными являются страх перед замкнутым или открытым пространством и страх темноты. Страх перед временем может принимать форму страха перед неизвестностью будущего и страха перед смертью. Страх перед жизнью может принимать форму страха перед непонятностью и огромностью окружающего мира, в котором приходится жить, страха перед таинственными и загадочными явлениями, а также страха перед бессмысленностью жизни. Страх перед собой может принимать различные формы:

социального развития, временных контуров бытия, с необходимо- вования . Основным проявлением экзистенции является свобода, которая Экзистенциальный анализ различает тревогу и страх, выделяя в.

Основные проблемы философии экзистенциализма Одним из влиятельных направлений современной западной философии является экзистенциализм. Кьеркегором - , а сложилось это направление в в. Дильтея - , Ф. Ницше - , а также Ф. Так, в России, накануне первой мировой войны, теория экзистенциализма проповедовалась Л. Шестовым - и . Бердяевым - , которые в х годах в эмиграции распространяли свои взгляды за границей, главным образом во Франции.

В Германии экзистенциализм начал складываться после первой мировой войны и связан с именами К. Ясперса - , М. Хайдеггера - и О. Больнова; в период второй мировой войны и после нее он чрезвычайно быстро распространился во Франции -Г.

Экзистенциальные страхи

Особенностями обыденно-практического знания являются… Ответы: Знание, основанное на здравом смысле и повседневном опыте людей, называют обыденным. Его особенностью является то, что в своем применении оно не требует предварительной системы доказательств.

ние от разрушений временного мира в свободе, вере и творчестве связа- . из Ничто мир, то ограниченность человека, внушенны змеем страх.

Последнее представляет собой не холодную объективность теоретической позиции, но и не теплое чувство близости и доверия ко всему окружающему миру, свойственное философии жизни в ее основаниях, ибо в случае с экзистенциальной философией решающими оказываются прямо-таки мрачные и гнетущие стороны жизненного опыта: И в этом плане против экзистенциальной философии достаточно часто выдвигались возражения.

Считалось, что она является философией противостоящего жизни пессимизма. Но при этом забывалось, что на основе экзистенциальной философии никоим образом не предполагалось ослабления сил, что, напротив, именно она является источником силы и достижений существования. В попытке упорядочить в первоначальном обзоре многообразие различных настроений согласно двум полюсам - светлого и мрачного, - на первый же взгляд становится ясно, что в экзистенциальной философии решающим образом господствует мрачная сторона.

Из различных же возможных здесь оттенков в особенности плодотворным оказался страх, философская плодотворность страха является крупным антропологическим открытием экзистенциальной философии. Страх особенно подходящ для того, чтобы прояснить своеобразный нетеоретический, эмоциональный характер экзистенциальной философии. В понятии страха соединяется многое из того, что было еще слишком абстрактным образом развито ранее при обсуждении ситуации и пограничной ситуации.

На первый взгляд кажется, что страх вообще лишен какого бы то ни было глубокого философского значения. го рассматривают в качестве чего-то такого, что, в частности, хотя нередко и пристает мучительным образом к человеку, по сути же затрагивает его все же лишь с внешней стороны в качестве слабости, которая овладевает человеком в несовершенности его существа лишь эпизодически и которую необходимо по возможности преодолевать посредством воспитания и самовоспитания.

Своеобразнейшее же открытие экзистенциальной философии заключалось в том, что в ней страх был познан в его поистине основополагающем значении - как условие становления подлинного существований Такое открытие страха совершилось сперва в труде Кьеркегора г. Систематический же философский разбор большей частью обязан соответствующему разделу у Хайдеггера . Сразу же следует заметить, что страх и боязнь весь ма близки, и словоупотребление зачастую их неразличимое роднит

[BadComedian] - ВИКИНГ (Самый дорогой фильм в истории России)